- Подробности
- Категория: Uncategorised
В 2014 г. власти РФ объявили о присоединении Крыма, основываясь на итогах ими же организованного «референдума», не признанного законным ни одной другой страной мира (на Генассамблее ООН осудили захват Крыма 100 наиболее развитых и демократических государств, отказались осудить - только 10 наиболее отсталых и диктаторских - см. список ниже; даже отказавшийся осуждать Путина в ООН Лукашенко заявил, что «это плохо, что РФ приняла подобные меры» и на месте украинских властей он бы «первый пошел воевать» за возвращение Крыма, а "воздержавшийся" Назарбаев отметил, что «в Крыму мы наблюдаем опасные прецеденты нарушения международного права»). В ответ практически все развитые страны мира - 28 стран ЕС, 4 входящих в шенгенскую зону и ЕАСТ не-члена ЕС (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), 7 стран-кандидатов в члены ЕС (Турция, Македония, Черногория, Украина, Молдавия, Албания, Косово), члены ОЭСР Япония, Австралия, Новая Зеландия, США, Канада и другие - ввели против российских чиновников и близких к В.Путину олигархов визовые санкции и запрет на обладание активами в их юрисдикциях. Международные санкции - дело постепенное и многоэтапное и, как показывает опыт Ирана времен Ахмадинежада (против которого первый этап санкций введен в 2005 году, а наиболее серьезный - запрещающий экспорт нефти и газа - только в 2012 году), может пройти 7 лет, пока Путин и его окружение почувствует на себе действие наиболее серьезного этапа международных санкций. Клуб «большой восьмерки» перестал существовать, фактически Россия, с одной стороны, и США, Канада, Европа и Австралия, - с другой, возвращаются к ситуации до 1991 г., когда они считали друг друга главными противниками. Это чревато для России полным прекращением потока очень дешевых (часто всего под 2% годовых) европейско-американских кредитов (которых к началу 2014 года РФ и её госкорпорации набрали на 729 млрд. долл. и за счет которых в России в основном и удавалось обеспечивать экономический рост и строить все немногочисленные новые предприятия), существенным снижением инвестиций, вывозом капитала и экономическим спадом, даже несмотря на то, что в короткие сроки эти страны не могут заместить российский нефтегазовый экспорт и нанести существенный экономический ущерб. Кроме того, захват Крыма противоречит экономическим интересам РФ даже в случае, если бы в связи с этим захватом не было бы никаких экономических санкций и прочих убытков и затрат: в 2007-14 российские власти вложили огромные деньги (от 50 млрд долл до 800 мдрд долл по разным оценкам в зависмости от полноты учета затрат по всем направлениям и всем источникам) в строительство гостинично-туристической и прочей инфраструктуры в Сочинском регионе в связи с Олимпиадой-2014, со всех трибун эти огромные затраты оправдывались тем, что в результате "на многие десятелетия вперед Сочи станет главной туристической столицей РФ и Восточной Европы", переманив повышенным комфортом туристический поток в первую очередь из украинского Крыма; теперь же вдруг выясняется, что про Сочи приказано забыть и "главной туристической базой РФ станет Крым" - тот самый, который объективно является главным конкурентом Сочинского региона... В российский парламент внесен законопроект об отмене выборов мэров городов, поселков и глав районов и сельсоветов (на муниципальных выборах, в отличие от губернаторских, еще бывали случаи поражения "Единой России") с переходом на их фактическое назначение по "единоросской вертикали", что еще дальше отдаляет страну Путина от европейских стандартов и еще больше приближает нынешнюю Россию к "стандартам" коммунистической Северной Кореи, где всех начальников всех уровней назначает абсолютный диктатор (он же фактически абсолютный монарх).
Главной не только российской, но и мировой новостью 2014 г. стало присоединение Крыма к России. Голосование на Генеральной Ассамблее ООН 27 марта 2014 за резолюцию, осуждающую захват Крыма и «узаконивший» этот захват «референдум», несмотря на угрозы со стороны властей РФ, дало следующие показательные результаты:
100 стран проголосовали «за» территориальную целостность Украины и против захвата Путиным Крыма (в том числе все высокоразвитые страны: из них только Израиль не участвовал в голосовании 27.03.2014, но в следующих голосованиях в ООН тоже поддержал Украину; а также Индонезия, Малайзия, Чили, Колумбия, Турция, Азербайджан, Грузия, Молдова и многие другие);
10 - «против» Украины и в оправдание Путина (плюс 11-я - сама РФ): это находящиеся под международными санкциями исламистский Судан (с 1989 его возглавляет военный диктатор Омар аль-Башир, который еще в 1973 воевал в советско-египетских войсках, в 1991-94 укрывал тогдашнего "террориста №1 в мире" агента КГБ Ильича Ромиреса-Санчеса - "Карлоса Шакала", после терактов 11 сентября 2001 заявившего «Бен Ладен - мой наследник», одновременно аль-Башир в 1991-96 укрывал и главу "Аль-Каиды" Усаму бен Ладена, также армия диктатора аль-Башира прославилась набегами на христианские деревни с массовыми насильственными обрезаниями христианских детей, за геноцид - в частности в Дарфуре - в результате которого убиты 300 тыс человек и стали беженцами 3 млн, а христианский Южный Судан отделился от исламистской диктатуры, Омар аль-Башир в 2010 был заочно арестован и объявлен в розыск Международным судом ООН в Гааге), Сирия (фактически абсолютная монархия династии Асадов, созданная и сохраняющаяся исключительно силой кремлевских военных и их оружия, также укрывала в 1985-91 тогдашнего "террориста №1 в мире" Ильича Рамиреса-Санчеса - он же "Карлос Шакал", который составил план терактов 11 сентября еще в 1991 на «встрече антиимпериалистов разных идеологий» с участием советских коммунистов, бен Ладена, Саддама Хусейна и семьи Бхутто), Северная Корея (фактически абсолютная монархия династии Кимов, созданная советской военной оккупацией), Куба (фактически абсолютная монархия братьев Кастро, созданная советской военной оккупацией), Зимбабве (которой более 40 лет руководит коммунистический диктатор Мугабе, захвативший власть в результате войны 1965-76 с помощью советского оружия и советских военных), Беларусь (входит в кремлевское военное ОДКБ, территория контролируется российскими войсками, в отношении правящего в ней c 1994 диктатора Лукашенко также введены международные санкции), Армения (член кремлевского военного ОДКБ, территория страны контролируется российскими войсками), а также руководимые коммунистами Венесуэла, Боливия и Никарагуа (возглавляющий последнюю Ортега впервые пришел к власти в 1979 путем военного переворота с помощью советского оружия и советско-кубинских вооруженных диверсантов);
58 стран воздержались (Китай, Индия, Пакистан, Бангладеш, Аргентина, Бразилия, Южная Африка, Ирак, Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Египет, Монголия, Вьетнам и т. д.);
24 - не голосовали (Израиль, Иран, Босния, Сербия, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Лаос, ОАЭ, Ливан, Оман, Марокко, Йемен и т.д.).
Еще в феврале - начале марта 2014 официальное включение захваченного вооруженными российскими военными в ночь с 26 на 27 февраля Крыма в состав РФ казалось нереальным, и объявленный референдум о статусе Крыма в составе Украины, намеченный на 25 мая 2014 г. одновременно с президентскими выборами на Украине, выглядел минимум как средство давление на власти Украины, а максимум - как вероятность появления в мире еще одной никем не признанной республики, аналогичной Южной Осетии, Абхазии, Приднестровью и т.п. Однако ситуация в первые дни марта резко изменилась. 1 марта Совет Федерации дал В.Путину согласие на использование вооруженных сил России «на территории Украины». Дату "референдума" трижды переносили: сначала назначили на 25 мая, потом перенесли с 25 мая на 30 марта, а потом – с 30 марта на 16 марта. Причем дата 16 марта была окончательно утверждена лишь тогда, когда до "референдума" осталась всего 1 неделя (настоящие выборы и референдумы во всём мире, а также и в РФ и Украине назначаются за 12-24 недели до их проведения). 8 марта Верховный Совет Крыма изменил формулировку референдума (ранее она звучала довольно обтекаемо, говоря о статусе Крыма в составе Украины на основе договора) на два альтернативных варианта - «за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ» либо «за восстановление Конституции Крыма 1992 года в составе Украины» (причем избирателей лишили возможности проголосовать против обоих вариантов), а сам срок референдума сдвинул на 16 марта. Государственные чиновники Украины перестали допускаться в Крым, а воинские части Украины в Крыму были блокированы вооруженными людьми в масках, чья принадлежность к российским войскам вызывала мало сомнений. Прошедший 16 марта референдум в Крыму и Севастополе, по официальным данным, прошел с "чеченско-татарстанскими" "единогласными" результатами: явка - 83-90%, за присоединение к России – 96-97%. Противники присоединения – большинство украинцев (24,4% населения Крыма) и практически все крымские татары (более 15% населения) – референдум бойкотировали. Хотя в официальных данных есть определенные сомнения - к примеру, на некоторые участки не были допущены наблюдатели и журналисты, в целом, очевидно, что значительная часть населения Крыма действительно участвовало в референдуме, и действительно, поддержало вхождение в состав России. После этого часть гарнизонов вооруженных сил Украины, находившихся в Крыму, согласились присоединиться к России, другая часть мирно эвакуировалась на территорию континентальной Украины. Новые власти объявили о национализации собственности украинских государственных компаний в Крыму, а власти российские - о денонсации соглашений о пребывании Черноморского флота в Крыму, которые давали украинской стороне существенную скидку на российский газ.
Время для спецоперации в Крыму было выбрано довольно удачно - прежде всего потому, что новые украинские власти оказались поставлены перед выбором либо начать боевые действия в Крыму с перспективой затяжной войны на территории всей Украины, либо де-факто смириться с потерей Крыма и сосредоточиться на проведении майских президентских выборов, а также на защите восточных и южных регионов Украины от повторения крымского сценария. Они предсказуемо выбрали второй вариант. Им удалось договориться с крупным бизнесом южных и восточных регионов, чьи представители (ранее входившие в команду В.Януковича) были назначены губернаторами соответствующих областей, местные легислатуры отказались от каких-либо сепаратистских шагов, а несколько лидеров «с улицы», пытавшиеся штурмовать государственные учреждения, были арестованы, после чего протесты пошли на спад.
Официальная риторика российских властей по-прежнему не признает новые украинские власти, а также назначенные на май выборы, рассуждая о «легитимном президенте Януковиче», который на Украине консенсусом объявлен, фактически, государственным изменником, исключен из некогда правящей «Партии регионов» и потерял поддержку союзника - Коммунистической партии Украины. На территории Украины не осталось ни одной сколь-нибудь крупной партии, которая считала бы Януковича главой государства и не признавала бы назначенные на май президентские выборы. Россия, впрочем, согласилась на направление на Украину наблюдательной миссии ОБСЕ, а также - время от времени - ее официальные лица второго уровня контактируют с украинскими официальными лицами для обсуждения каких-то практических вопросов. Российские официальные лица опровергают наличие планов вторжения на Украину, впрочем, буквально за несколько дней до назначения референдума о вхождении Крыма в состав России В.Путин также опровергал наличие таких планов. Российские телеканалы сообщают фантастические данные о происходящем на Украине вплоть до каких-то сотен тысяч беженцев, которых никто не видел и т.п., их картинка, фактически, направлена на оправдание возможной военной операции.
События на Украине сказались и на внутрироссийской политической обстановке. В марте 2014 прошли массовые митинги против войны с Украиной (главным организатором которых был убитый в феврале 2015 за несколько дней до еще одного такого же митинга Б.Немцов), Роскомнадзор заблокировал сразу несколько оппозиционных сайтов ("Каспаров.ру", "Грани.ру", "Ежедневный журнал", блог А.Навального в «ЖЖ» и т. д.). Спикер Государственной Думы С.Нарышкин опроверг информацию о возможных досрочных выборах парламента (высказывались мнения, что на фоне роста популярности власти это может иметь для нее смысл). Имеет смысл, однако, остановиться на двух важных законопроектах, внесенных в Государственную Думу.
Во-первых, это внесенный группой депутатов от «Единой России» закон об уничтожении выборов мэров городов. Согласно ему, отменяются выборы населением мэров городов, которые имеют районное деление (это 56 самых крупных городов, большинство столиц субъектов Федерации), более того, отменяются прямые выборы городских дум, которые должны из своего состава избирать мэра - теперь эти думы должны быть делегированы думами районными, причем в равной пропорции, независимо от числа избирателей района. Подобная система не существует ни в одной развитой стране, и, фактически, копирует какие-то феодальные системы столетней давности вроде Генеральных штатов Франции. Кроме того, эта система, если она вступит в силу, прямо нарушит предвыборные обещания В.Путина февраля 2012 г., который обещал повсеместно ввести прямые выборы мэров городов (сейчас это компетенция муниципалитета - возможны как прямые, так и непрямые выборы мэра из числа депутатов). Внесение этого законопроекта не Президентом и не Правительством РФ, однако, оставляет шансы на его трансформацию. В случае же, если он будет принят, то возможны разные сценарии - как ожидаемый «Единой Россией», в котором народ не станет интересоваться выборами многочисленных малоизвестных депутатов в районные думы, становящиеся ключевыми по этой системе, так и иной - в силу резкого сокращения численности избирательных округов каждый округ, фактически, без особых материальных затрат оппозиция может обойти «от двери к двери».
Во-вторых, речь идет о внесенных Правительством РФ поправках в закон «О гражданстве Российской Федерации». Понятно, что крымская история требовала как минимум изменения правил получения гражданства жителями Крыма, а может быть, и гражданами Украины. Однако внесенный законопроект оказался шокирующим - согласно ему, гражданство России может получить любой потомок гражданина Российской империи, являющийся «носителем русского языка». Кто им является, а кто нет, определяют специальные комиссии органов исполнительной власти - то есть речь не идет даже о формальном экзамене. Такой претендент должен отказаться от гражданства другой страны и выразить готовность переехать в Россию на постоянное жительство. Это означает, фактически, право десятков миллионов жителей Средней Азии и Закавказья, просто так, стать гражданами России - понятно, что никакой проблемы отказаться от гражданства их бедных стран для них не стоит. Кроме того, предполагается, что претендент на гражданство может два года легально находиться на территории России, что взрывает существующую систему защиты национального рынка труда - трудовых квот, разрешений на работу, разрешений на проживание и т.п. - сейчас приезжий, если он не получил легальных разрешений, обязан выехать через три месяца. Законопроект не вызывал какого-то существенного информационного противодействия (прежде всего потому, что люди не понимали, о каком гражданстве идет речь и предполагали, что речь идет о русских в Крыму, что было бы логично), однако его рассмотрение, изначально назначенное на 21 марта, было отложено на неопределенный пока срок. По-видимому, власти либо понимают сырость внесенного законопроекта, либо опасаются реакции общества, когда ему станет известно, о каких «потомках империи» идет речь.
Что касается внешнеполитической обстановки, то она изменилась кардинально. Можно сказать, что речь идет о самых больших переменах в международных отношениях, начиная с 1991 г. Ни события вокруг Косово, ни войны в Ираке и Афганистане, ни война между Россией и Грузией в августе 2008 г. и близко не вызывали подобного резонанса. Максимально жесткие санкции против России ввели США - они объявили о запрете въезда в США и замораживании активов двух десятков российских чиновников (в том числе глав нижней и верхней палаты парламента С.Нарышкина и В.Матвиенко, вице-премьера Д.Рогозина, главы администрации Президента РФ С.Иванова и его заместителя А.Громова, помощников Президента РФ В.Суркова, А.Фурсенко и С.Глазьева, ряда депутатов и сенаторов, а также руководителя государственной компании «ОАО РЖД» В.Якунина и предпринимателей Ю.Ковальчука (банк «Россия»), Г.Тимченко (совладелец нефтетрейдера Gunvor, газовой компании «Новатэк», ряда строительных организацией) и братьев Ротенбергов (крупнейшие подрядчики ОАО «Газпром») - которых считают друзьями российского президента В.Путина. Европейский союз, а также Швейцария, Норвегия, Канада и Австралия ввели аналогичные санкции, правда, исключив из них наиболее чувствительных к санкциям лиц - то есть, пятерых перечисленных предпринимателей, имеющих значительные активы в странах ЕС. Единогласно было принято решение о ликвидации клуба «G8» и возврате к формату G7, существовавшему двадцать лет назад. Кроме того, США объявили о запрете на экспорт в Россию продукции двойного назначения. Россия в ответ объявила персонами нон грата ряд американских и европейских политиков, ввела ограничения на ввоз европейской свинины и австралийской говядины, а также прекратила российский бизнес украинских политиков и предпринимателей П.Порошенко и Г.Коломойского (счета кондитерской фабрики первого были заморожены и ее работа остановлена, а в российский филиал банка второго была введена временная администрация). Г.Тимченко объявил, что он продал свою долю в нефтетрейдере Gunvor буквально за день до введения санкций США. На этом, пока, возникло равновесие. Очевидно, что в случае вторжения на континентальную Украину санкции будут расширены, прежде всего, на бизнес, который подозревают в близости к российским властям.
Кроме того, захват Крыма противоречит экономическим интересам РФ даже в случае, если бы в связи с этим захватом не было бы никаких экономических санкций и прочих убытков и затрат: в 2007-14 российские власти вложили огромные деньги (от 50 млрд долл до 800 млрд долл по разным оценкам в зависмости от полноты учета всех затрат во всех отраслях и во всех частных и государственных компаниях и организациях) в строительство гостинично-туристической, транспортной и прочей инфраструктуры в Сочинском регионе в связи с Олимпиадой-2014, со всех трибун эти огромные затраты оправдывались тем, что в результате "на многие десятелетия вперед Сочи станет главной туристической столицей РФ и Восточной Европы", переманив повышенным комфортом туристический поток в первую очередь из украинского Крыма; теперь же вдруг выясняется, что про Сочи приказано забыть и "главной туристической базой РФ станет Крым" - тот самый, который объективно является главным конкурентом Сочинского региона. И если раньше речь шла о том, чтобы переманить украинских отдыхающих из Крыма "в более комфортный Сочинский регион", то теперь российское государство предпринимает административные меры, чтобы перебросить российских отдыхающих из Сочи-Туапсе в Крым, оставив даже без российских туристов Сочинский регион, куда еще недавно обещали "привлечь всех туристов со всего мира"...
Довольно сложно рационально объяснять происходящее, когда и в России, и на Украине, и на Западе политиков и простой народ захлестывают эмоции. Но все же, попробуем. Суть претензий к России такова: Россия нарушила собственные дипломатические обязательства по Будапештскому соглашению 1994 г., согласно которому, в обмен на отказ Украины и Белоруссии от ядерного оружия, Россия, Великобритания и США гарантируют их суверенитет и безопасность. Более того, использованная Россией аргументация (самовыражение русскоязычного населения) означает, что завтра Россия может напасть не только на континентальную Украину, но и на Белоруссию, Казахстан, Молдавию. Кроме того, нарушено существовавшее десятилетия неформальное правило, согласно которому, в случае отделения определенной территории от определенной страны, она не присоединяется к другой, а становится независимой - это правило, если присмотреться, соблюдалось и в случае Северного Кипра, и Карабаха, и Южной Осетии с Абхазией, и Южного Судана, и Косово и т.п. Российская позиция состоит в том, что во-первых, ее обязательства изменяются во времени и в отношении Украины не действуют потому, что каким- то образом суверенитет Украины был нарушен еще раньше, чем в Крыму, во-вторых, русскоязычное население имеет право на самоопределение - тем более, что вопросы самоопределения обсуждаются сейчас и в Европе - в Шотландии, в Каталонии, в Фламандии. Ну а фактически, из всего этого вытекает крах системы международной безопасности и возврат к «праву сильного». В настоящее время западные страны не готовы воевать за Украину, Молдавию или Казахстан - следовательно, российская армия по своему боевому потенциалу вполне может их захватить, впрочем, удержать их при отсутствии поддержки населения окажется значительно более трудной задачей. Однако Россия серьезно экономически зависит от западных стран - прежде всего, в смысле рынков капиталов, но и в смысле товарооборота также - на страны Европы приходится более 50% российского экспорта, который, в свою очередь, представлен в основном углеводородами и составляет основу российского бюджета. Заместить их в короткое время невозможно, однако в среднесрочном периоде - вполне вероятно резко снизить их долю (за счет снятия санкций с Ирана, снятия запрета на экспорт сырой нефти из США, форсирования строительства терминалов по снижению и регазификации газа - которое уже идет в США и Европе, замены газа на уголь и т.п.). Адекватной по деньгам замены европейскому экспорту нет - Китай готов покупать энергоносители по ценам, далеким от рыночных (например, уже почти 10 лет Россия и Китай не могут согласовать формулу цены на газ и не приступают к строительству газопровода).
Отток капитала из России еще до крымского кризиса оказался огромным - 35 млрд долл. за январь-февраль против 63 млрд долл. за весь 2013 г., фактически, прогнозы говорят, что за I квартал 2014 г. он может сравняться с годовым уровнем 2013 г., чем больше будет нарастать отчуждение между Россией и развитыми странами, тем больше будет он нарастать и тем больше население будет его чувствовать. Таким образом, сложно не согласиться с главой Комитета гражданских инициатив, бывшим министром финансов РФ А.Кудриным, что цена внешней политики, игнорирующей развитые страны, будет огромной. Что касается самого Крыма, то, как раз, нельзя сказать, что расходы на него будут чрезвычайны - особенно если ради них правительство откажется от ряда крайне сомнительных мегапроектов вроде высокоскоростной магистрали «Москва-Казань» стоимостью более 1 трлн руб.
Из внутрироссийских событий стоит отметить еще одно. Командование кавказских боевиков официально подтвердило смерть Доку Умарова. Бывший известный рэкетир в начале 90-х годов, он обратился к исламской религии и в череде руководителей подполья прославился тем, что объявил о присоединении к международному террористическому интернационалу и лозунгам халифата, а не «независимости Ичкерии», как ранее. Умаров, по- видимому, умер от ран, полученных в бою. Новым главарем объявлен аварец Алиасхаб Кебеков (Абу-Мухаммад), ранее бывший вторым лицом в подполье Дагестана, т.н. «кадием» (исламским судьей) и держателем кассы подполья, насчитывающей сотни миллионов, если не миллиарды, рублей, полученных изначально из российского бюджета, а затем - рэкетом - с чиновников. Это событие отражает факт, что основная террористическая угроза переместилась из Чечни и Ингушетии в Дагестан и она, судя по недавним терактам в Волгограде, остается довольно серьезной.
Путин уверен, что Медведев уступит ему пост президента в 2012 году
В 2009 году премьер-министр Владимир Путин еще более прозрачно, чем ранее, намекнул журналистам о своих планах на 2012 гoд, не дав положительного ответа на прямой вопрос, будет ли Дмитрий Медведев баллотироваться на второй срок. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин подвергся критике и Путина, и Медведева за некоторые высказывания, впрочем, думается, никаких серьезных последствий для Кудрина они иметь не будут. Дмитрий Медведев инициировал принятие закона о назначении председателя Конституционного суда РФ Президентом, что вызвало критику существующей политической системы нынешним председателем КС Валерием Зорькиным. Бюджетное послание Дмитрия Медведева, констатировавшее серьезность кризиса, хотя и признает необходимость экономии бюджетных расходов по ряду направлений и поддержании макроэкономической стабильности, в целом признает оправданным общий рост расходов бюджета в 2009 года с целью финансирования антикризисных мероприятий.
Во время визита в Японию премьер-министр Владимир Путин намекнул, что в 2012 году планирует вернуться на пост Президента РФ. Отвечая на вопрос о возможном выдвижении Дмитрия Медведева на второй срок, он заявил следующее: «В зависимости от эффективности нашей работы и я, и президент Дмитрий Анатольевич Медведев будем принимать решения о том, что нам делать в будущем - и мне, и ему. Что касается его лично, это его лучше спросить, но, повторяю, я знаю его очень давно, и знаю, что он человек очень порядочный и будет смотреть и на свое политическое будущее тоже исходя из интересов страны, исходя из результатов нашей совместной работы. Поживем - увидим». Ситуация, при которой действующий Президент не объявляет о намерении идти на второй срок, а действующий премьер в этом сомневается, сама по себе очень красноречива. Кроме того, одна из ключевых фраз в данном контексте — слово «порядочный», то есть соблюдающий свои обязательства (по-видимому, подразумевается обязательство Медведева уйти с поста Президента в 2012 году, чтобы пост снова занял Путин, для которого Медведев в ноябре 2008 года и увеличил президентский срок до 6 лет).
Дмитрий Медведев представил основные тезисы бюджетной политики страны на 2010—2012 годы в своем Бюджетом послании. Медведев сообщил, что кризис может быть более затяжным, чем планировалось, а в 2009 году ожидается более глубокий спад ВВП. «Дефицит бюджета составит не менее 7% ВВП, и это еще оптимистичная оценка». (Изначально МЭРТ, несмотря на кризис, прогнозировало на 2009 год рост ВВП на 2,4%, потом спад на 0,2%, потом на 2,2%, потом 6%). В числе необходимых мер Медведев назвал исполнение социальных обязательств, снижение бюджетного дефицита, поиск экономически оправданного уровня налоговой нагрузки и налоговых стимулов для повышения эффективности производства, "изучение возможности снижения" пенсионных выплат и выплат на медицинское страхование.
При этом, Президент призвал к консервативным прогнозам цен на энергоносители («Конечно, цены могут оказаться выше, и для нас это было бы лучше...Но рисковать исполнением обязательств мы не имеем права»). Впрочем, общая вполне разумная тональность послания резко контрастировала с гордым заявлением, сделанным в бюджетном послании, что в условиях кризиса мы не снижаем, а увеличиваем расходы, и отсутствием упоминания о том, что планируется делать после исчерпания существующих финансовых резервов. Помощник Президента РФ Аркадий Дворкович не исключил того, что дефицит бюджета и в 2009, и в 2010 г. будет больше. «Он может быть, например, 9% ВВП». Дворкович призвал к сокращению бюджетных расходов.
В мае 2009 года дважды в центр полемики попал вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. В одном из выступлений он заявил, что в течение 10—50 лет вряд ли будут столь же хорошие внешнеэкономические условия, какие были в последние годы. Через некоторое время Дмитрий Медведев потребовал не делать неоправданных экономических прогнозов и намекнул на Кудрина: «...Когда отдельные мои товарищи, в том числе по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо. Если так считаешь, то иди работай в другом месте». А 28 мая 2009 года любимый путинский министр Кудрин раскритиковал «тупиковую» экономическую политику белорусских властей, сделав неадекватный «прогноз», что уже к осени Белоруссия может стать неплатежеспособной. Заявление Кудрина вызвало резкую отповедь Александра Лукашенко, и на этот раз Кудрина призвал быть сдержанее премьер-министр Путин, сказав, что лучше воздерживаться от «крайних оценок». Несмотря на это, позиции Алексея Кудрина остаются устойчивыми. В комментариях по Белоруссии Кудрин выступил в типичной роли «злого следователя» — сам Путин также испытывает личную неприязнь к Александру Лукашенко и российские власти не в первый раз используют экономические рычаги давления по отношению к более успешно развивающейся Белоруссии. Что касается риторики Медведева, то она, во-первых, менее значима, чем риторика Путина, а во-вторых, важность Министерства финансов для Правительства РФ сложно недооценить и Кудрин, в свое время инициировавший создание стабилизационного фонда, неоднократно удостаивался похвал и Путина, и Медведева.
В мае 2009 года разразился крупный скандал, касающийся правоохранительных органов. В Москве 32-летний начальник УВД «Царицыно» Денис Евсюков в пьяном виде открыл стрельбу в универсаме, убив трех человек и ранив шестерых. Евсюков был арестован. Выяснилось, что его стремительная служебная карьера не может быть рационально объяснена, что стрелял Евсюков из оружия, находящегося в розыске, и многое другое (в феврале 2010 года Евсюков приговорен к пожизненному заключению). В результате, Дмитрий Медведев подписал указ об освобождении от должности начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина, а в официальных СМИ возникло активное обсуждение темы правонарушений, совершаемых самими сотрудниками органов.
Дмитрий Медведев заявил о том, что новая и прогрессивная единая государственная автоматизированная система учета производства и оборота алкоголя (ЕГАИС) может быть отменена. При этом Медведев заметил, что еще до введения в действие этой системы у него была «полная уверенность, что это ничего не даст». Напомним, что введение в 2006 году ЕГАИС вызвало дефицит алкоголя в связи с тем, что уполномоченная государством компания не успела напечатать новые акцизные марки, стоимость установки и обслуживания оборудования оказалась значительной, а любая попытка перевести систему в полностью автоматический режим вызывала сбои, в результате чего система до сих пор работает в странном полуавтоматическом режиме, дублируемом бумажной отчетностью. То есть система так и не введена в полной мере и не работает в нормальном режиме, но уже идет речь об её отмене.
Одновременно, как и заявлял Медведев, 1 июля 2009 года вступил в силу запрет на игорный бизнес. Изначально предполагалось, что игорный бизнес будет существовать в четырех зонах, но за 3 года после принятия соответствующего закона в том же 2006 года эти зоны так и не были созданы.
В мае 2009 года Государственная Дума приняла поправки Президента к закону «О Конституционном суде», согласно которым его глава будет не избираться самими судьями, как это было с 1991 года, а назначаться Советом Федерации по представлению Президента. Собственно, в феврале 2009 года, когда состоялось переизбрание Валерия Зорькина на пост главы Конституционного суда, 14 из 19 судей поддержали его кандидатуру. Слухи о том, что Кремль тогда хотел видеть на этом посту кого-то другого, не имели достаточных оснований (хотя бы потому, что оставшиеся пять голосов судей распределились между еще двумя кандидатами). Другое дело, что предыдущее избрание Зорькина в 2003 году сопровождалось настоящей интригой — он опередил тогдашнего председателя Конституционного суда Марата Баглая с перевесом в один голос, да и позиция Кремля за несколько прошедших с февраля месяцев могла измениться. Новый закон вступил в силу в июне 2009 года.
После того, как судей лишили возможности избирать своего главу, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, еще недавно рассуждавший о том, что авторитаризм может не только ущемлять, но и помогать защищать права граждан, на этот раз раскритиковал власть на форуме судей высших судов России и Германии: «Граждане России хотят по-прежнему демократии, правового государства, плюрализма. Но они не хотят, чтобы разговоры обо всем этом прикрывали нечто иное, а то и прямо противоположное... Гражданское общество в России недееспособно, поскольку в стране нет ни развитого дееспособного гражданина, умеющего отстаивать свои права, ни развитой политической системы с балансами и противовесами... Сегодня законы по многим кардинальным вопросам принимаются парламентом кулуарно, без согласования с народом... Я больше всего обеспокоен тем, чтобы Конституция в России не превратилась в фикцию».
Что касается оценки этой ситуации в целом, то новый закон «О Конституционном суде» является очевидным подтверждением того, что российские власти сохраняют курс на построение «вертикали власти» и отказ от разделения властей. Причем, данный вызывающий законопроект не был спровоцирован какой-то политической целесообразностью — прежний руководитель суда вел себя вполне лояльно, пока на его пост не покушались.
В 2009 году в Хабаровске состоялся очередной саммит Россия-ЕС. На саммите Дмитрий Медведев попробовал резкостью добиться уступок. Он начал с того, что Россия не может гарантировать Европе, что ближайшей зимой у нее вновь не начнутся перебои с газом. Кроме того, он подтвердил крайне негативное отношение к Энергетической хартии: «Россия не является участником Энергетической хартии и не собирается участвовать в ней в действующей редакции этого документа. Россия также не является участником договора к Энергетической хартии и не будет им пользоваться, о чем были сделаны соответствующие международные уведомления» (в 1994 году Россия подписала Энергетическую хартию, но не ратифицировала ее, а в середине нынешнего десятилетия российские власти объявили об отказе от этого документа).
Председатель Еврокомиссии Жозе-Мануэл Баррозу пообещал обсудить предложения России, но подтвердил, что ЕС не собирается отказываться от Энергетической хартии (по итогам саммита помощник Президента Аркадий Дворкович, выступая в роли своеобразного переводчика, заявил, что в принципе Россия может и не настаивать на подписании нового соглашения, если действующая хартия будет существенно пересмотрена). На наш взгляд, российские претензии к хартии — возможность доступа компаний стран-участниц к газотранспортной инфраструктуре друг друга, а также гарантии неприкосновенности инвестиций в энергетической сфере — относятся к тем принципиальным моментам, по которым вряд ли возможно изменение позиции ЕС.
В мае 2009 года произошел ряд кадровых перестановок — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов, бывший замминистра внутренних дел РФ, отправлен в отставку. На его должность назначен Виктор Ишаев, бывший до последнего времени губернатором Хабаровского края, а новым губернатором Хабаровского края назначен его заместитель Вячеслав Шпорт. Это назначение для Ишаева является повышением, так как ему позволили сохранить своего «преемника» в регионе. На место погибшего при крушении вертолета губернатора Иркутской области Игоря Есиповского назначен член Совета Федерации от региона Дмитрий Мезенцев (сам Мезенцев - выходец из петербургской мэрии Анатолия Собчака, друг Ковальчуков, Владимира Якунина, Германа Грефа и Аркадия Дворковича). Последнее назначение вызвало демонстративное унижение полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, который представил Президенту РФ на утверждение двух других кандидатов (он, разумеется, этого бы не сделал, если бы имел достоверную информацию о намерениях Кремля) и вызвало слухи о его возможной отставке. Назначение Дмитрия Мезенцева иркутским губернатором также знаменовало собой возвращение региона в орбиту влияния главы ОАО "РЖД", друга Медведева и Путина Владимира Якунина, ставленником которого был и иркутский губернатор 2005-2008 годов Александр Тишанин. Также оно знаменовало собой ослабление влияния главы "Ростехнологий", сослуживца Путина по КГБ Сергея Чемезова и активно ему помогавшего в свержении Тишанина и назначение на его место "чемезовца" Есиповского Владислава Суркова.
В 2009 году произошли важные назначения и в армии, свидетельствующие о дальнейшем усилении позиций министра обороны Анатолия Сердюкова. Генерал-лейтенант Владимир Шаманов, возвращенный при нем в армию и занимавший пост начальника Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил, назначен командующим Воздушно-десантными войсками (ВДВ), прежний командующий — Валерий Евтухович уволен с военной службы по выслуге лет. Сменился и директор Федеральной службы по гособоронзаказу (Рособоронзаказ) — вместо избранного председателем общественной оборонной организации РОСТО Сергея Маева назначен советник министра Александр Сухоруков, выходец, как и министр обороны Сердюков, из Федеральной налоговой службы.