После уничтожения российского бомбардировщика турецкой авиацией на границе Турции и Сирии резко усилилась международная напряженность. Против Турции введены экономические санкции, что чревато возможными потерями и для российской экономики, учитывая существенный профицит внешней торговли с Турцией. Поиск дипломатического компромисса вокруг Сирии затягивается.
Основным событием ноября 2015 г. стала резкая эскалация ситуации на Ближнем Востоке – 24 ноября турецкой авиацией был сбит российский бомбардировщик на северо-западе границы Турции и Сирии. По версии Кремля, он находился в сирийском воздушном пространстве, по версии турецкой – нарушил границу и оказался в турецком воздушном пространстве. Погибло два человека – один из двух членов экипажа, а также сотрудник сил спецназа из отряда, направленного для эвакуации летчиков. Кремль потребовал от Турции извинений и компенсаций. Турция, в свою очередь, заявила о своем праве на самооборону, хотя формально турецкий президент Р. Эрдоган заявил о том, что сожалеет об инциденте, а уничтоженный самолет воспринимался турецкой стороной как неопознанный. Позже Кремль заявил, что «даже если бы самолет на самом деле нарушил воздушные границы Турции, никаких оснований для применения крайних средств к нему не было», тем самым фактически признав факт нарушения границы российскими самолетами-убийцами.
Причина эскалации ситуации довольно очевидна – российская авиация наносила удары по территории Сирии, населенной «туркоманами» – сирийскими турками, воспринимаемыми как практически один народ с турками Турции, исповедующими суннитский ислам, говорящими с турками на одном языке и всегда настроенными против кремлевской оккупационной диктатуры во главе с арабским семейством Асадов, принадлежащем к шиитской секте алавитов (нусайритов). Видимо, правительство Турции решило, что оно достаточно сильно, чтобы бросить России вызов. Власти стран НАТО, в состав которого входит Турция, в целом приняли турецкую версию конфликта, хотя и в довольно сдержанной форме: Б. Обама, например, заявил о «сожалении» в связи с инцидентом. Кремль стал распространять традиционную клевету, что всякий, кто мешает российским самолетам-убийцам бомбить 2-тонными бомбами жилые кварталы миллионных городов Сирии – это «пособник запрещенной в РФ ИГИЛ» и якобы «покупает у ИГИЛ нефть». Эрдоган категорически отверг эту клевету, заявив, что нефть у боевиков ИГИЛ покупает как раз кремлевский оккупационный режим Б. Асада, о которого ИГИЛовцы получили и всё своё оружие и взрывчатку. При этом Турция от ИГИЛ отделяют территории сирийского и иракского Курдистанов, так что она – даже если бы захотела – не имеет возможности торговать с ИГИЛ напрямую; а вот территория Путина-Асада прямо граничит с ИГИЛ и имеет все возможности для прямой торговли с ИГИЛ… Кроме того, ИГИЛ провел множество терактов против Турции Эрдогана, и… ни одного теракта в России Путина…
На фоне происходящего в очередной раз не удается продвинуться в дипломатическом разрешении сирийского конфликта. В Вене состоялся второй раунд переговоров об урегулировании в Сирии. Напомним, первая встреча в конце октября выработала общую формулу проведения конституционной реформы и новых выборов в Сирии через 18 месяцев, однако так не достигла согласия ни по поводу списков террористических организаций, ни по поводу того, может ли в этих выборах участвовать сирийский президент Б. Асад. Сирийская ситуация, таким образом, остается патовой.
Сбитый самолет стал причиной для введения экономических санкций против Турции. Введен запрет на продажу туристических путевок в Турцию, что чревато большими издержками для российской туриндустрии, менее месяца назад получившей запрет на полеты в Египет и пытавшейся ее заместить как раз турецкими курортами. С Турцией отменяется безвизовый режим. Правительству поручается подготовить перечень исключений, в рамках которых будет возможен наем граждан Турции на работу – речь идет об уже осуществляющихся строительных контрактах.
С 1 января 2016 запрещается ввоз в Россию мяса, курицы, томатов, лука, капусты, огурцов, апельсинов, мандаринов, яблок и иных овощей и фруктов из Турции. Ранее доля турецкого импорта составляла порядка 4% в структуре импорта продовольствия, однако она была весьма чувствительна по ряду категорий, прежде всего томатов и цитрусовых. Объявлено об отмене проекта «Турецкий поток», который, впрочем, и до эскалации ситуации не был согласован с турецкими властями. Не ясна ситуация со строительством АЭС в Турции (ранее предполагалось, что ее построят за счет российского кредита).
По балансу внешней торговли, ее сальдо в пользу России: в 2014 г. РФ продала в Турцию на сумму 15 млрд долл. (в основном – газ и нефть, а также железо и сталь), купив турецких товаров на 6 млрд долл. (в основном – продукции машиностроения, сельского хозяйства, пищевой, легкой и химической промышленности). Турция пока не объявила о форме своих санкций, но стоит полагать, что она постарается сократить закупки российского газа (в Турции существуют два регазификационных терминала для приема сжиженного газа, позволяющих стране перейти на газ из Катара и др. конкурентов РФ). Кроме того, уже возникли сложности с прохождением российских военных и торговых кораблей через Босфор.
Серьезно ухудшилась ситуация и на границе с Украиной. Фактически возобновились полномасштабные обстрелы территории Украины со стороны путинских «ДНР/ЛНР», которые почти совсем затихли в сентябре-октябре 2015 как раз в то время, когда все войска Кремля были брошены на спасение своего режима в Сирии. В ответ на резкий рост путинских обстрелов (с 0,7 в день в октябре до 55 обстрелов к 9 ноября) украинские активисты взорвали линии электропередач, передающие в Крым украинскую электроэнергию. Украинские власти крайне медленно приступили к их ремонту и подача электроэнергии так и не возобновлена. Украина, видимо, надеется на то, что запуск после ремонта очередного блока Ровенской АЭС делает не нужным закупки электроэнергии в России, а произведенных запасов газа достаточно. Кремль от имени РФ, «ДНР» и «ЛНР» приостановил продажу Украине угля.
Среди российских внутриполитических событий максимальное внимание вызвал запуск так называемой системы «Платон», оператором которой является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», принадлежащей отчасти «государственному» «Ростеху» Сергея Чемезова (сослуживцу Путина по КГБ в ГДР в 1980-е), а отчасти Игорю Ротенбергу – сыну известного российского предпринимателя Аркадия Ротенберга (также близкому другу Путина по совместному занятию дзюдо). Речь идет о введении дополнительных платежей на большегрузный транспорт. Система заработала с 15 ноября 2015 и вызвала массовые протесты водителей. В результате, власти пошли на некоторые компромиссы: так, объявлено о резком – на порядок – снижении штрафов, откладывании их взимания до мая 2016 г., отказе от авансового характера платежей. Вместе с тем водители и бизнес выдвигают требования вплоть до полного отказа от этих сборов в связи с одновременным существованием и транспортного налога, и акцизов на топливо, и оценивают рост своих затрат минимум на 15-20%. Исход этого конфликта, видимо, будет зависеть от их настойчивости.
ГосДума утвердила во втором чтении государственный бюджет на 2016 г. практически в неизменном по сравнению с первым чтением виде. Пока правительству, таким образом, удается сдерживать политическое давление. Однако весьма вероятно, что в связи с резким ухудшением международной обстановки правительство подвергнется нарастающему давлению лоббистов военных расходов, которые и в нынешнем виде представляют собой довольно тяжелую ношу, составляя вместе с расходами на правоохранительную деятельность более 50% расходов бюджета.
08.12.2015